Присяжнюк предупреждает про СЕЛЯНСКУЮ революцию!:

Присяжнюк предупреждает: произойдет СЕЛЯНСКАЯ!

20.03 08:52    
«Если сегодня государство позволит скупить сельхозземлю «за еду», превратив селян в батраков, завтра оно получит СЕЛЯНСКУЮ революцию!», - интервью с главой Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений Николаем Присяжнюком.

- В прошлом году в Украине был собран рекордный урожай зерновых. Однако, ожидаемые положительные перемены не последовали ни в финансовом состоянии отрасли, ни в жизненном уровне селян. Почему?
- Рекордный урожай в прошлом году удалось собрать по двум причинам. Первая - тот год был урожайным во всем мире. Вторая - в необходимых объёмах были посеяны озимые. И это заслуга предыдущего правительства Виктора Януковича. А вот то, что мы получили урожай некачественный, то есть преимущественно фуражное, а не продовольственное зерно - это, как раз, в кавычках заслуга нынешнего правительства.
Почему? Для начала, прошлой весной правительство не выделило средства необходимые для закупки минеральных удобрений, своевременное использование которых позволило бы получить более качественное продовольственное зерно. Затем, зная, что урожай ожидается большой, по непонятным причинам, Кабмин не разрешил вывоз зерна урожая 2007 года, что, как следствие, привело к переизбытку внутри страны. А, поскольку предложения значительно превышали спрос на мировом рынке, нам предложили заниженную цену. Кроме того, в Украине некому потреблять фуражное зерно, поскольку отрасль животноводства у нас переживает упадок, поголовье рогатого скота - на уровне военных голодных лет.

- А что ждет нас в этом году?
- В этом году ситуация будет намного сложнее. Сегодня продовольственное зерно вывозится бесконтрольно. В госрезерв продовольственное зерно не закладывается. На весеннюю посевную средства в необходимом количестве и в нужные сроки не выделены.
Чиновники с надеждой говорят: «Отсеемся..., отсеемся...», и при этом про себя рассчитывают, что аграрии проведут посевную самостоятельно. Это абсолютно неправильный подход, так нельзя работать. Нужно видеть хотя бы какую-то годовую программу, а не надеяться, что аграрии по привычке не подведут и справятся самостоятельно. Они-то справятся. Но, ведь речь не только в этом. Речь - качестве будущего урожая. При таких неграмотных подходах есть опасность получить некачественный и невысокий урожай, что в свою очередь грозит продовольственным дефицитом.

- Вы неоднократно предупреждали о последствиях отсутствия государственной политики по отношению к агропромышленному комплексу. Что, по-вашему, должно лечь в основу долговременной программы развития АПК?
- Каждый год весной у нас «любой ценой» выполняется посевная. Летом, август-сентябрь героически выполняется уборочная. Так нельзя. Должно быть чёткое планирование. Мы должны отказаться от популистских лозунгов и таких же действий. Не нужны подвиги, не нужно «любой ценой» - не в сельском хозяйстве. Потому что мы истощаем землю и отбиваем у аграриев желание работать.
Посмотрите на западную часть Европы. Там все спланировано. Если нужно меньшее количество зерновых, то посевные объёмы ограничивают и доплачивают сельскохозяйственным предприятиям за ограничение урожая. Если нужно увеличить урожайность, отрасль стимулируют, не навредив при этом сельхозземлям и фермерам.
Посмотрите на Россию, которая сегодня спланировала динамичное развитие сельского хозяйства. Не взирая на то, что сменился министр, я убежден, они буду следовать начатой программе развития.
У нас коллапс, анархия во всей стране, и в сельском хозяйстве в первую очередь. Возможно, министр боится сказать премьер-министру, каким образом нужно развивать сельское хозяйство. А может быть, представители аграрного бизнеса пока не насытились обещаниями, щедро раздаваемыми премьером. Украинские крестьяне - мягкие и доверчивые люди, им приятны эти «сладкие речи». Но, за этими речами нет ничего кроме популизма. Сегодня нужно смело сказать: все, достаточно речей, время работать, восстанавливать и развивать АПК! Должны собрать руководители агропромышленных компаний и, как руководитель профильного комитета Верховной Рады, я уже озвучил эту инициативу среди мощных производителей сельскохозяйственной продукции. Мы должны настоять на том, чтобы Кабмин расходовал бюджетные средства эффективно и по назначению. В прошлом году, имея на аграрный сектор 12 млрд. грн. бюджетных дотаций в сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности, мы получили 8 млрд. грн. убытков - еще большую дыру, чем до того. Значит, идем в неправильном направлении? Значит, проедаем? А происходит это от непрофессионального управления со стороны Кабмина.

- Кабмин перераспределил 600 млн. грн. бюджетных средств для АПК, что это даст?
- Перераспределить и выделить - это разные вещи. Например, в прошлом году, имея большой бюджет, Кабмин напринимал много популистских решений, особенно в животноводстве. Были подняты ставки компенсации за живой вес, что спровоцировало уменьшение поголовья. Эти 600 млн. грн. не решат ситуацию. Так, например, необходимо расчетное число, где-то 1 миллиард 200 миллионов грн., чтобы компенсировать разницу ставки тех кредитов, которые уже взяты. А выделено 300 миллионов грн. Дальше - урезаны бюджетные программы.
«Развитие сельхозтехники»: было 100 млн. грн, а выделено - 0. И тут же Кабмин выносит решение запретить закупку иностранной техники, если аналоги производятся в Украине. Но, сегодня нужно понять, за что мы боремся: за урожай или за поднятие промышленности сельхозтехники. Украинский научный потенциал отстал. Наше основное богатство - земля. А значит нужно воспользоваться новыми технологиями, новой техникой и научиться выращивать качественную продукцию. А уже потом, параллельно, развивать отечественное сельскохозяйственное машиностроение. Для этого нужно пригласить иностранные компании, предложив им, например, сборку на территории Украины и преференции. Таких фирм в мире всего - десть. Должна быть прописана программа всего цикла (начиная с крупноузловой сборки), которая, допустим, в течение десять лет выходит на мощное отечественное сельхозмашиностроение.

- В условиях экономического кризиса, кто главный «враг» аграриев: Президент, Кабмин, банкиры...?
- Имеем целый комплекс негативных факторов, сводящих на нет развитие украинского АПК. Непрофессионализм исполнительной власти - в первую очередь. Плюс - проблемы в банковской системе. В этом году кредитование отсутствует.
Пролонгация кредитов идет неудовлетворительно. Техника, взятая в кредит, конфисковывается. Особенно это коснулось мелких фермеров. Мало того, что подход к рынку земли и «распаевывание» были непрофессиональными, в результате чего селяне остались практически без земли. Так еще сегодня банки фактически лишают аграриев средств производства, что может оставить селян вообще за чертой бедности и существования. Но, я думаю, что аграрии молчать не будут. Мы с вами получим СЕЛЯНСКУЮ революцию! Я в этом убежден. И зря правительство от этого открещивается.

- Верховная Рада преодолела вето Президента на закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины о пресечении негативных последствий влияния мирового кризиса на развитие агропромышленного комплекса». Какие проблемы будут решены вследствие вступления этого закона в силу?
- Почему возникло вето? Потому что этот закон был правительственный. И, как бы правительство не декларировало свою позицию «яростного борца с коррупцией», в этом законе имели место статьи, лоббирующие интересы структур, близких к правительству и определённым политическим силам.
Партия регионов предлагала свой пакет антикризисных законов именно в сегменте агропромышленного комплекса, который, я убежден, не был бы ветирован Президентом. Он был системным и действительно адекватным реалиям в аграрной сфере. Тем не менее, принять закон было необходимо, хотя бы из-за упрощенной оплаты ПДВ, действовавшей до 1 января 2009 года. Если бы мы не приняли этот закон, то «вымыли» бы из АПК еще около шести миллиардов гривен. Нам пришлось пойти на принятие закона в этой редакции, чтобы хоть как-то финансово поддержать АПК.

- Когда, наконец, в Украине заработает «рынок земли»? И кто «тормозит» создание прозрачного процесса «оборота» земли в стране?
- По рынку земли, ситуация специфическая. Закон «тормозили» до 2009 года по ряду причин и политических соображений. Я имею в виду, ежегодные выборы, политическую нестабильность. Ни одна из политических сил не хотела брать на себя ответственность за введение рынка земли, потому что не было прописана разумная логика этого процесса, и не было уверенности, что этот рынок можно контролировать.
С 2009 года отпала и актуальность, и необходимость. Сегодня я категорически против введения рыка земли именно в теперешней ситуации, в период кризиса. Поскольку это породит ещё большую тенизацию и криминализацию рынка. Структуры, у которых на данный момент есть финансовые средства, смогут скупить сельхозземлю практически за бесценок, так сказать - «за еду». Мы и так уже «докатились» до того, что аграриям зарплату выдают «натурой». По сей день натуроплата - реальность украинского села. А если еще «за еду» будет скуплена земля, то селяне просто-напросто превратятся в батраков. Я настаиваю на том, что сначала должен быть принят ряд законов. Про рынок земли, про земельный кадастр. Эти два закона должны создать оптимальные условия для рынка сельскохозяйственных земель в Украине, четко определив порядок проведения и регистрации сделок.
Далее необходимо также принять закон о государственном земельном ипотечном банке и об ипотеке земли. Это позволит государству быть полноценным игроком на рынке земли, способствовать внедрению цивилизованного механизма ипотечного кредитования сельского хозяйства и повышению инвестиционной активности отрасли. Государство, через земельный банк должно владеть, по крайней мере, 30-40% сельхозземли, для того, чтобы обеспечивать продовольственную безопасность и быть участником стратегии развития сельхозрынка. Дальше - законы о государственной инвентаризации земель, об упрощении процедуры разграничения земель государственной и коммунальной собственности, о выкупе земельных участков частной собственности для общественных нужд. Только после принятия этих законов можно будет вести речь о внедрении рынка земель сельскохозяйственного назначения.
Мы должны, наконец, понять, Украина - это страна аграрная, и не надо этого стесняться. Напротив, нужно добиться того, чтобы украинская сельскохозяйственная продукция была представлена на внешних рынках.

- Но, в этом не заинтересован ЕС, в который мы так стремимся?
- А нас не должно волновать, кто в этом заинтересован, а кто нет. Мы должны проявить разумный национальный эгоизм и принципиальность в аграрной отрасли. Тем более, когда речь идёт о внешнеэкономической деятельности. Строить взаимоотношения и с ЕС, и с Россией так, чтобы за ту или иную услугу, взамен нам «открывали» мировые рынки.

- Кабмин заявляет о желании сделать государственными некоторые частные предприятия. Каковы последствия таких решений?
- Я не сторонник реприватизации и считаю, что сегодня не реально взваливать «на плечи» государства эту ответственность. Напротив, сейчас следовало бы излишние затраты переложить на бизнес.
Что касается аграрного сектора, то государство, вместо того, чтобы заниматься реприватизацией, должно справиться с той собственностью, которая у него уже имеется.. А её в АПК еще много.
Возьмем, к примеру, рыбную отрасль. На сегодняшний день мы импортируем около 400-т тонн рыбы. При этом Украине под силу выращивать около миллиона тон пресноводной рыбы и около полумиллиона - морской. Нужно создать государственную вертикально интегрированную компанию, так сказать, «от моря до стола». Таким образом, мы сможем обеспечить продовольственную безопасность страны.
Еще один пример - детское питание. Его в Украину импортируется на 10 миллиардов гривен. Так почему бы государству не построить два-три мощных комбината детского питания, которые бы обеспечили не только внутренние потребности, но и экспортные возможности. В этом случае, 10 млрд.грн. не будет вывозиться из страны.
Подобная ситуация и в животноводстве.

- Что происходит с имуществом Национального производственно-аграрного объединения «Массандра». Следует ли опасаться, что земли «Массандры» отдадут под постройку жилья? Уже ходят слухи, что «Массандра» повторит судьбу «Артека».
Массандра - это национальное достояние. Его удалось сохранить во время первой мировой войны. Во «вторую мировую» ценой жизни людей Массандру эвакуировали в Грузию, и, сохранив, в последствии вернули. Сегодня Массандра «под крылом» правительства разворовывается. Уже принято решение - 300 гектаров земли в Ливадии передать в аренду, а это значит - «увести». Я буду бороться за принятие закона о Массандре. Он уже прошел первое чтение. Второе чтение - станет экзаменом для БЮТ и премьер-министра. То как они проголосуют, покажет за что они на самом деле: за сохранение национальной собственности или за то, что они называют «дерибаном».

за материалами Полемика



Рупор Житомира

RuporZT


Коментарів: 0 Додати коментар Роздрукувати
Україна Цікавинка Скандали
Вчора 23:04
Відбулося засідання Наглядової ради Центру гуманітарног ...
Вчора 23:02
36 млрд грн банківських кредитів отримали аграрії на ро ...
Вчора 21:00
СБУ затримала помічника Шуфрича, який фінансував росгва ...
Вчора 19:08
Викритий на обмані чоловік намагався відкупитись на кор ...
Вчора 16:07
В Запоріжжі рятувальники ліквідували пожежу на територі ...
17 квітня 15:50
Жіночий рюкзак та кросівки: які вибрати для абсолютної ...
17 квітня 10:14
Для чого потрібна індивідуальна упаковка?
16 квітня 23:46
Курорты в Болгарии: От полноценного отдыха – до позитив ...
15 квітня 23:13
Онлайн-оценка золотых монет: как не ошибиться с выбором ...
15 квітня 17:50
Особливості запальничок та розпалювачів для гриля
16 квітня 15:58
Трагедія у Житомирі: Під час вивантаження відходів у ку ...
15 квітня 17:28
Прокуратура Житомирщини: арештований товар на майже 800 ...
15 квітня 14:32
ДБР затримало керівника заповідника з Житомирщини
15 квітня 13:32
«Відзначив» свій 17-й день народження жорстоким вбивств ...
15 квітня 10:03
У Житомирі працівниця ліцею привласнила техніки на майж ...
Погода
Опитування
Чи задоволені Ви центральним опаленням у квартирі?
Так, повністю
Так, але хотілось би і краще
Ні
В мене інший вид опалення