DataLife Engine > Топ-новини > Почему должны были вырасти тарифы?

Почему должны были вырасти тарифы?


21.07. Разместил: yuriy
Украина внедряет самую массовую программу в системе социальной защиты по коммунальным тарифам

Министерство труда и социальной политики Украины приняло решение об увеличении размеров и упрощении системы получения жилищных субсидий в стране. Его основная цель - обезопасить широкие слои населения от пресса новых тарифных нагрузок. Именно для этого правительство развернуло масштабную программу широкой социальной поддержки, подобной которой в стране ранее еще не было. Ее не случайно уже сейчас называют социальным зонтиком, который сможет защитить всех, кто нуждается в такой поддержке.
Какой будет эта программа, в чем ее особенности и что она даст в перспективе?

Почему должны были вырасти тарифы?
Сегодня, когда мы констатируем факт повышения тарифов на газ и на все услуги, где есть газовая составляющая, у каждого возникает естественный вопрос – почему? Неужели нельзя было обойтись без повышения, ведь цены и так «жмут». Это правда, как и то, что ни общество, ни экономика не в состоянии долгое время существовать в условиях двойных стандартов и диспропорций. А то, что ценовая политика на рынке газа у нас долгое время велась подковерно, договора прописывались весьма «непрозрачно», да и вообще, вопрос цены на газ оставался, в основном, вопросом политической конъюнктуры, неминуемо должно было сказаться. Долго «заговаривать» такие проблемы экономика не позволяет и все равно непопулярные для населения ценовые регуляторы должны были включиться для выравнивания существующих перекосов в цене на газ. Ведь рано или поздно, но людям нужно говорить правду. А она такова, что страна потребляет 60 млрд. кубометров газа в год, из которых всего лишь 20 млрд. – газ собственной добычи. При этом, 30 млрд. кубов газа в год расходуют промышленные предприятия, а 10-15 – предприятия теплокоммунэнерго. Как видим, своего газа явно не достаточно. Цена на отечественный и дорогой импортный газ - разная. Наш газ до сих пор стоил 872,78 грн. (около 90 долларов) и для предприятий теплоэнергетики эта цифра не пересматривалась с 2008 года. При этом его себестоимость составляла 130 долларов. Вот, собственно, в этом и проблема, в том, что разницу в 40 долларов за каждую тысячу кубов использованного потребителями газа, доплачивало государство. Причем, оно компенсировало разницу в цене на газ на равных для всех условиях – и миллионеру и бедному пенсионеру. Невольно напрашивается вопрос, а, собственно, почему? Разве одинаково наполнен карман бабушки-старушки и владельца «Мерседеса»? Разве миллионеры в Конче-Заспе и бедные пенсионеры находятся у нас в абсолютно равных перед государством условиях? Кроме всего, в обществе уже сложился и средний бизнес-класс достаточно зажиточных людей, которые вполне способны платить за себя самостоятельно, а не жить за счет государства. Почему в таких условиях, да еще в экономически сложное время государство должно дотировать потребление газа всем? Неужели в этом состоит социальная справедливость? Поэтому
решение правительства о том, что следует дифференцировать оплату цены газа в зависимости от уровня доходов семей и, в связи с этим, использовать программу субсидий, что является вполне социально и экономически обоснованным.

Да и во всем мире система субсидий, как считается, носит более справедливый характер, чем система безадресных дотаций.

Правда, некоторые говорят, а где же логика, если одной рукой правительство дает социальную помощь, а другой будет забирать ее в виде повышенных тарифов на жилищно-коммунальные услуги? Как раз логика в этом есть, и она состоит в том, что такой подход позволит защитить жилищными субсидиями небогатых и одновременно заставить небедных обходиться без дотаций государства.

Конечно, такое решение нравится далеко не всем, особенно возмущается оппозиция: Юлия Владимировна гневается, экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко разразился критикой… Забыли наверное, как громко кричали о реформах и прорывах по всем направлениям, а в результате после себя оставили одни долги?
В оппозиции говорят, что это решение принято в угоду требованиям МВФ. Но ведь при этом, хорошо знают, что МВФ никогда не являлся субъектом договоренностей, эта организация может только при помощи своих специалистов изучать ситуацию, анализировать и давать исключительно рекомендации. Не более. Хотя… выводы МВФ всегда таковы, что над ними стоит задуматься.

Как государство сможет защитить население?

В соответствии с решением правительства, с 1 августа этого года почти миллион украинских семей граждан будут оплачивать за жилищно-коммунальные услуги, в пределах, установленных программой субсидий. Для семей, в которых есть трудоспособные лица, порог для предоставления субсидий снижен с 20% до 15%, а состоящих из нетрудоспособных (пенсионеры, инвалиды, дети) – с 15% до 10%. Таким образом, никто в стране не будет платить по счетам за газ, тепло и электроэнергию больше 15% и, соответственно, 10% от своего семейного дохода.

Но смогут ли государственные субсидии адекватно защитить людей, - этот вопрос сегодня волнует многих. Согласно полученным данным, правом на субсидию при оплате услуг ЖКХ на сегодня пользуется только около 200 тысяч семей. Теперь количество участников программы субсидий существенно увеличится и таких семей в стране будет больше миллиона. При этом

право на получение субсидий будет распространяться не только на семьи с минимальными доходами до уровня прожиточного минимума, но охватит и граждан с доходами до 2500 грн. Практически около полутора миллионов семей в Украине будут иметь право на получение субсидий в разных размерах. А если к ним добавить еще 4 млн. семей, в составе которых есть льготники, имеющие право на снижение оплаты за коммунальные услуги, то это почти 32% от 17,1 млн. семей в Украине.


Таким образом, как считает Министр труда и социальной политики Украины Василий Надрага, можно сказать, что
сегодня в Украине разворачивается серьезная программа в системе социальной защиты при повышении тарифов.

Условия предоставления субсидий будут улучшены
Первое, чем отличается эта программа, - это улучшение условий предоставления субсидий. Будет снижен порог предоставления субсидий. На их получение могут рассчитывать широкие слои наших граждан. Например, если семья из двух пенсионеров имеет семейный доход в виде пенсии на уровне 2 тысяч гривен, то такая семья не будет платить больше 200 грн. за коммунальные услуги. Если, к примеру, до 1 августа 2010 года, при зарплате 2,5 тысяч грн. за газ, тепло и свет человек платил не меньше 500 грн., то сегодня он будет иметь право оплатить 375 грн. и т.д. Как результат, субсидиями будут охвачены дополнительно еще и те семьи, которые прежде не попадали в программу субсидий. Кстати, субсидии имеют право и те семьи, у которых есть задолженность по квартплате.

Условия получения субсидий будут упрощены
В прежние годы для получения субсидий гражданам нужно было собрать около 7 разных видов справок: из водоканала, горгаза, и так далее. Теперь эти данные будут предоставлять предприятия коммунальной сферы по запросам управлений социальной защиты, то есть, схема серьезно упрощается. Перечень основных документов, необходимых для предоставления субсидии будет невелик:
1. Заявление на субсидию;
2. Декларация о доходах;
3. Работающим надо будет еще принести справку о доходах.
Таким образом, получается, что для получения субсидии будут нужны всего три документа. А для семей, состоящих из нетрудоспособных граждан (пенсионеров) - только два: заявление и декларация о доходах. Как видим, правительство приняло довольно значительное решение в плане минимизации всех бюрократических процедур. К примеру, если раньше анкета, которую надо было заполнить при оформлении субсидии, состояла из 4 страниц, то теперь это будет всего 5 вопросов, на 1-й странице. Более того, с целью максимального упрощения и сокращения сроков для реализации программы по субсидиям, бланки анкет будут уже в августе разосланы по 7 миллионам адресов, по которым проживают наши пенсионеры и люди, получающие социальную поддержку государства. Все они могут воспользоваться своим правом на жилищные субсидии. При этом суммы за оплату тарифов ЖКХ будут не увеличены, а сокращены. Одновременно будет упрощен процесс оформления субсидий. Кстати, работникам социальных служб Министром Василием Надрагой поставлено задание максимально помогать в оформлении документов, если люди к ним обратятся с такой просьбой. Кроме того, сотрудники социальных служб будут приходить, помогая в оформлении субсидий к тем, кто не в состоянии передвигаться, кто болен и т.д.
Правительство поставило задачу к сентябрю, когда люди начнут получать первые платежки за август с новыми тарифами, предоставить государственную поддержку всем, кто в ней нуждается. Времени совсем немного, особенно учитывая горячую пору отпусков. Но, тем не менее, важно, как говорит Премьер-министр Николай Азаров, дойти до каждой квартиры в городе, до каждого дома в селе, до каждого конкретного человека, все объяснить людям, упростить до минимума все лишние бюрократические процедуры и помочь гражданам оформить субсидии. Именно для этого сегодня широко и открыто информируется общество обо всех условиях получения субсидий.
Эта программа, впервые в Украине, станет такой доступной и всеохватывающей.

Что мы получим в результате?
Главный результат от реализации программы субсидий то, что будут сбалансированы колоссальные ценовые и экономические перекосы, допущенные властью предшественников.
Будет предоставлен социальный щит людям, для которых повышение цены на газ станет чувствительным.
Открывается возможность проведения назревших реформ всей системы жилищно-коммунального хозяйства. Стоит предположить, что реформа ЖКХ, о которой так много и долго говорят и которая до сих пор «топчется» на месте, обретет динамику реализации. И тарифы в этом отношении – всего лишь один из инструментов общей реформы.
Никто из социально незащищенных слоев населения, а также из семей со средними достатками не должны пострадать.

Фактически за счет взвешенного и рационального решения государство получит возможность одновременно и экономить финансовые ресурсы, и выплачивать эффективную социальную помощь малообеспеченным семьям, создавая надежный фундамент для реформирования жилищного хозяйства.


Сергей Александров,
Министерство труда и социальной политики

Вернуться назад