Оперные постановки Хмельницкой областной филармонии

13.12 17:14    
В течение уже нескольких сезонов на сцене Хмельницкой областной филармонии происходят оперные постановки. Достаточно приятно, что такие представления посещают не только хмельнитчане и жители области, но и известные искусствоведы среди которых Александр Козаренко, доктор искусствоведения, профессор. Именно оперу «Богдан Хмельницкий» украинского композитора Константина Данькевича посетил Александр Козаренко, написав позже свой критический отзыв на постановку.

Оперные сезоны в Хмельницком

По случаю 80-летнего юбилея Хмельницкой областной филармонии поставлена ​​одна из знаковых украинских опер - «Богдан Хмельницкий» Константина Данькевича. Это уже седьмая оперная постановка, осуществленная артистами филармонии - солистами, хором и балетом ансамбля «Казаки Подолья» и симфоническим оркестром. Откликнуться на это явление необходимо по нескольким осмотров, а именно: премьера «Богдана Хмельницкого» (16, 18 ноября 2018) совпала с завершением ХVII фестиваля оперного искусства имени Соломии Крушельницкой во Львове, который вызвал несколько рефлексий. Одна из них - отсутствие настоящей оперной режиссуры на современной украинской сцене, что полностью продемонстрировали как вечерние представления фестиваля, так и утренние встречи в фойе театра, пышно очерченные как мастер-классы, проведенные мало профессиональными и неопытными «специалистами». На одном из них упоминались новейшие антрепризы, смело берутся сейчас к постановке опер. Обидно, не упоминались оперные спектакли в Хмельницком - и это при том, что они наиболее полно отвечают жанра оперы: сочетание совершенного пения, искусного оркестрового аккомпанемента, высокой музыки, которые в синергии могут стать основанием для творчества полноценной оперного спектакля.

Все эти составляющие присутствуют в хмельницких постановках. Уже озвучены настоящие вершины национального и мирового оперного репертуара - «Украденное счастье» Ю Мейтуса, «Чаривеа флейта» В. А. Моцарта, «Тоска» Дж. Пуччини и др. Обращение к партитуре К. Данькевича симптоматическое из нескольких осмотров. Прежде всего, гениальная музыка с тяжелой судьбой как самого текста, так и ее создателя нуждаются в реабилитации - не для себя, а для украинской музыки национального оперного театра и его зрителя.

Существование сыгранного симфонического оркестра в стенах филармонии, самобытного вокально-хореографического ансамбля сделали воплощение богатой по содержанию и жанрам партитуры композитора. Стиль «большой оперы» (которой является «Богдан Хмельницкий») требует общей имеет статичности постановки, достигается величеством звучание симфонического оркестра, богатством хоровых и балетных сцен, численностью участников. Дирижер Тарас Мартыник в целом достиг поставленной цели, возможно несколько увлекаясь массивностью звучание оркестра в ущерб тонкостям инструментовки, которыми так богата партитура Константина Данькевича. Чувствовалось, что не так часто оркестр филармонии перевоплощается в оперный - особый инструмент, удивительно должен реагировать на сценическую ситуацию, моментально меняя тип звучности от градиознои к аккомпанирующей. Подобный упрек можно сделать и хоровые, прекрасно двигался по сцене, и его звучность НЕ сворачивалась в компактную массу (очевидной стала надскладнисть пидзвучення хора, оперная динамика существования которого предусматривает идеальные акустические условия, которые лишены филармонической сцене и зал).

Порадовала хореографическая линия оперы (балетмейстер Сергей Качуринец) - особенно танцевальный дивертисмент финала, где кроме взрослых на сцену вышли и дети. Некоторое однообразие движений (обусловлена ​​детской участием) не совсем отвечала развитую симфонической сюите, и непосредственная искренность танцовщиков подняли «эмоциональную температуру» финала на необходимый уровень. Вообще, участие детей в оперных постановках придает им особой подлинности: так произошло и в Хмельницком, где общий постановочный ход оперы определен как «урок истории Украины» - урок, обучающий из многих обзоров.

Во-первых, оперу можно и нужно ставить малейших возможностей - этот жанр над полезен как для оркестра, так и для солистов (не говорю о благодарности публики, которой вместо привычного концерта предлагают живет музыкально-театральное действо). А недостаточность условий, затрудняющих постановку, полностью компенсируется большими художественными радостями как для исполнителей, так и для зрителей. К примеру, ограниченность сценического пространства мудро компенсировалась режиссером Хмельницкой представления Богданой Латчук как условной символической сценографии, так и остроумным использованием лож у сцены, где происходили сольные и дуэтные эпизоды. Отсутствие оркестровой ямы (несмотря упомянуты не приглушенность аккомпанемента), неожиданно добавили публике еще один интересный визуальный ряд, скрытый от зрителя в оперном театре.

И самое важное в опере - солисты, голоса которых приятно удивили в хмельницкой постановке: партию Богдана убедительно исполнил Степан Дробит, его жены Гелена - Елена Леонова, Варвары - Фатима Чергинзия, Соломии - Анна Попова, Богуна - Виталий Лисковецький, Кривоноса - Андрей Зарицкий. И хотя двое последних певцов были приглашены из Киева и Луцка, солисты-хмельнитчане показали высокую ступень своей вокальной культуры, при которой им под силу озвучить еще не одну оперную партитуру.

Кто-то спросит: зачем областной филармонии такие сверхусилия по недостаточных неоперних условий малого города? Очевидно, что фигура руководителя Хмельницкой филармонии Александра Драгана здесь ключевая - как выпускника дирижерского факультета Львовской консерватории. Но образование определяет направление развития, а ощущение социального запроса, который требует и оправдывает определенные формы художественной активности общества. И сегодня, подобно ренессансной Флоренции, где родилась опера как вершина музыкального искусства, в Хмельницком, Ивано-Франковске, Тульчине, а до недавнего времени в Каменце-Подольском делаются попытки ответить на вызовы нашего бытия, которые не слышат на больших оперных сценах. Божий Дух сам выберет, где отдохнет!

RuporZT


Коментарів: 0 Додати коментар Роздрукувати
Україна Цікавинка Скандали
Сьогодні 18:28
22 лютого: Ситуація в контрольних пунктах в’їзду-виїзду ...
Сьогодні 17:55
У трьох фурах серед гіпсокартону прикордонники виявили ...
Сьогодні 17:38
В Адміністрації Держприкордонслужби відбулася зустріч з ...
Сьогодні 17:34
У Навчальному центрі Морської охорони завершили навчанн ...
Сьогодні 16:17
Прикордонники не допустили переміщення до Румунії рекор ...
Вчора 23:22
Олексій Гончарук: Ми працюємо над тим, щоб Україна стал ...
Вчора 23:18
Відбулася робоча зустріч представників Секретаріату Каб ...
Вчора 23:15
Усі евакуйовані пасажири з Китаю, члени екіпажу та супр ...
Вчора 23:12
Український фонд стартапів вручив перші гранти
Вчора 23:09
Ольга Оніщук: Кількість скарг у сфері державної реєстра ...
Вчора 12:44
Контррозвідка СБУ попередила на Житомирщині збут понад ...
Вчора 10:09
У Києві на залізничному вокзалі житомирянин пограбував ...
20 лютого 18:19
Виконувачу обов’язків керівника Житомирської митниці фі ...
20 лютого 12:55
В Житомирській області на вимогу розблокувати виїзд із ...
18 лютого 22:36
У Житомирі перевіряється причетність поліцейського до п ...
Опитування
Чи задоволені Ви центральним опаленням у квартирі?
Так, повністю
Так, але хотілось би і краще
Ні
В мене інший вид опалення