Павел Жебривский: Как же надо не любить Украину...
19.05 14:42
Лидер политической партии "Украинская платформа", народный депутат, член фракции НУ-НС Павел Жебривский, перед тем как прийти в политику, изучил жизнь, как говорится, во всем ее разнообразии. Был рабочим, милиционером, предпринимателем. А в политике побывал и во власти, и в оппозиции. Теперь он - лидер партии, объявившей о своей оппозиционности к власти.
Неподходящая компания
- Павел Иванович, почему вы фактически отошли от НУНС и создали новый политический проект "Украинская платформа"? Чем-то это напоминает группу, которая создала Демократическую платформу от КПСС…
- Я пришел в политику уже сформировавшимся человеком. Фракцию "Наша Украина" образца 2003 - 2005 годов я бы назвал "фракцией мечты". В ней каждый имел право на отстаивание собственного видения ситуации. Но потом началась деградация партии. Многие не выдержали проверки властью и потеряли доверие общества. "Белые" приходили - грабили, "красные" - грабили, и "оранжевые" пришли грабить. Проблема Ющенко в том, что в его команде начали появляться люди все хуже и хуже. По-настоящему перспективных он отметал, не слышал, не видел. Даже тех, кто был рядом с ним. Когда наступила деградация, я понял, что пора уходить. Но просто уйти из политики не мог. В этом меня убедила команда единомышленников - общественное движение "Украинская платформа", которое я основал в 2006 году. Ведь иметь рациональные, конструктивные идеи относительно развития Украины, а также примеры успешной реализации этих идей на отдельных территориях и стать просто пассивным наблюдателем - это преступление по отношению к своей родине. Тогда-то мы и приняли решение преобразовать общественное движение во всеукраинскую политическую партию. Сейчас формируем команду, подбираем кандидатов на должности сельских и городских председателей. Для каждого населенного пункта составляем отдельную программу. Потому что без возобновления производства говорить о развитии сел и городов просто не реально. Второй по важности вопрос - возобновление культурной и социальной сферы. Мы - партия идеологическая. Как бы ни был важен вопрос построения гражданского общества, нужно понять, что общество начинается с человека, который имеет или не имеет гражданскую позицию. Кто мы - жители разграбленной наглыми ворами страны, буферной зоны, где постоянно воюют супердержавы Востока и Запада, Малороссия, еще одна российская провинция? Или мы граждане великой страны в центре Европы, граждане с чувством национального достоинства и самоуважения, украинцы, независимо от происхождения - украинского, русского, белорусского, польского?.. Мы выбираем второе и заявляем: мы не хотим иметь неукраинскую Украину. Для нас Украина превыше всего. А для этого прежде всего необходимо установить честные правила игры - и для власти, и для оппозиции, и для каждого человека, независимо от того, какое он занимает положение.
- На съезде "Украинской платформы" вы заявили, что ваша партия - оппозиционная к власти. Не слишком ли много у нас сейчас оппозиций?
- Безусловно, наша партия находится в оппозиции к нынешним президенту, правительству и коалиции. Однако наша критика их действий будет исключительно конструктивной. Например, нам многое не нравится в действиях новой власти в гуманитарной политике. Что касается провозглашенных оппозиций… Вот Юлия Тимошенко сказала, что она - лидер объединенной оппозиции. А для меня - нет. В оппозицию не идут, в ней оказываются. И если ты критикуешь власть, значит, ты - оппозиционер, и не значит, что ты к кому-то должен примкнуть. Считаю, что в плане дешевого популизма между Партией регионов и БЮТ можно поставить знак равенства.
- А что сейчас происходит в НУНС? Куда в дальнейшей перспективе может качнуться фракция - в коалицию или в оппозицию?
- К сожалению, многие во фракции не видят перспективы и фактически оказались сами по себе. Не просматривается какого-то единства. Много времени я лично уделял тому, чтобы 37 депутатов хотя бы собрались, чтобы выработать линию поведения, стать политическим игроком в Верховной Раде. По этому поводу у меня настрой пессимистичный. Даже не хочется терять время на нереальное дело. Пойдут ли "тушки" в коалицию? Возможно. Но говорить, что там их особенно ждут, я бы не стал. Точно так же, как и о том, что их кто-то перекупает. Более того, я согласен, что Партия регионов не покупает депутатов. Зачем? Те, кто в 2004 году бежали к Виктору Ющенко, который их не принимал, побежали во фракцию к Юлии Тимошенко, и ее фракция тогда из 14 депутатов выросла до 70. Понимаете, есть часть бизнеса, который выставил для себя приоритеты: лоббирование, защита. И они, как в 2004 году к Тимошенко, сейчас побежали к Партии регионов. Их не нужно покупать, думаю, они сами могут кого хочешь купить.
Отрицательная концентрация
- Скажите, концентрация всей власти в руках одной политической силы - это плохо или хорошо? Чего здесь больше - плюсов или минусов?
- Однозначно - минусов. Причем больших. Такая концентрация всегда приводит к тоталитаризму и диктатуре. Демократия возможна только при сильной оппозиции. Украина - не Россия. У нас не может быть подобия партии "Единая Россия". Но у одной политической силы все же началось, как писал Сталин, головокружение от успехов, которое может заполонить их мозги. Не верьте, что концентрация власти в одних руках может привести к установлению порядка. Это ложь. Порядок можно установить только тогда, когда все - от президента до губернатора - будут следовать законам. Чего хочет общество от государства? Справедливости, равных возможностей, одинакового отношения ко всем, независимо от имущественного или иного статуса, то есть честных правил игры. А что мы видим на самом деле? От президента к президенту, от правительства к правительству огромный потенциал страны уничтожался, потому что так называемая элита подминала все под себя. Как же надо не любить Украину и любить себя, чтобы довести свою страну до такого состояния!
- Это вы о ком?
- О том, кем надо быть, чтобы торговать ее независимостью.
- А в чем вина нынешней власти? Они только стартовали. Был ваш президент...
- Совсем свежий пример, который касается вопроса базирования Черноморского флота РФ в Крыму. Я категорически против этой пролонгации. Это сдача национальных интересов.
- Почему вы так считаете?
- Потому что никогда еще не меняли свободу на шмат сала. Ни для кого не секрет, что в Крыму сейчас идет раздача российских паспортов. Говорить по-украински там боязно. Сегодня Россия имеет в Крыму территориальные претензии, ведь до сих пор не проведена демаркация границ и не делимитировано водное пространство. Поэтому Украина не может себе позволить создать такую проблему, как Косово в Сербии или Абхазия в Грузии. Кроме того, насколько мне известно, продолжаются переговоры о сдаче России украинских авиапрома и ГТС. Это не что иное, как попытка со стороны России добить раненого зверя. В этой ситуации у меня нет претензий к России и нет антироссийских настроений. У меня большие претензии к украинским холуям. Но мы предупреждаем правительство: торговать независимостью Украины не позволим! Или другой пример. Мне совершенно не понятно, почему мэр Львова переходит на русский язык, когда к нему по-русски обращается вице-премьер? Если вице-премьер не знает украинского - ему его нужно учить, а не мэру отвечать на ломаном русском.
- Но, позвольте, это проблемы Андрея Садового. Его патриотичности. При чем здесь власть предержащие?
- Находясь в России, министр образования Дмитрий Табачник заявил о планируемых мерах по поддержке русского языка в Украине. А как же украинский? Безусловно, насильственным путем навязывать украинский язык нельзя, но строить украинские школы и лицеи нужно. И Крым украинизировать можно, только необходимо там строить высококлассные школы, украинские лицеи и детские сады, издавать украинские книги. Ведь национальная самобытность, самоидентичность украинцев - в нашем языке, в нашей культуре. И именно правительство должно проводить такую политику, чтобы говорить по-украински стало модно.
- Я в таком случае закономерно могу спросить: почему же ваша политсила, ваш и наш президент за пять лет ничего не сделали для украинизации Крыма? Ни садика, ни школы не построили. Кто мешал? Вышиванки, горшки - это не дело рук главы государства. Это хобби вне работы. Для меня, к примеру, важно, как сегодня будет экономически развиваться Украина, ибо наш успех во многом зависит от того, какие реформы пройдут, прежде всего - в социально-экономической сфере. Меня беспокоит и то, как сверстан госбюджет на 2010 год. В этой связи вы как народный депутат как оцениваете главный финансовый документ страны?
- Как? На мой взгляд, он является тяжелым, плохим и беспросветным для экономики страны. Почти 92 процента расходов бюджета направлены на социалку, то есть на потребление, и только 8 процентов - на развитие. С таким бюджетом не приходится говорить даже о минимальном разогреве экономики. Судя по тому, что нынешний Кабмин не собирается поднимать цены на газ и жилищно-коммунальные услуги, будут вновь дотации "Нефтегазу". Не заложена и пенсионная реформа, а учитывая то, что Пенсионный фонд не расплатился с бюджетом еще за прошлый год, сегодня снова будет дотироваться и ПФ. В первом квартале Украина продемонстрировала рост ВВП на уровне 5 процентов, поэтому, учитывая разогрев экономики извне, можно спрогнозировать рост ВВП до конца года на уровне 4,5 процента. Глядя на состав правительства Азарова, могу сказать: каким-то образом стабилизировать ситуацию им удастся, но реформ и развития не будет.
- Павел Иванович, вы не подписали учредительный акт о создании Комитета защиты Украины, ваши однопартийцы не вышли на митинг оппозиции под стены Верховной Рады. Почему? Или вы не видите смысла в этих действиях?
- Считаю, что те, кто называет себя лидерами оппозиции, должны отойти и стать просто рядовыми бойцами этого фронта. Они не имеют права возглавлять сегодня движение сопротивления. Каждый из них был или президентом, или премьером, или вице-премьером. Им была предоставлена возможность что-то сделать. А они не сумели распорядиться властью, чтобы показать, что украинцы сильная, самодостаточная нация. Большей деморализации, чем создали эти бывшие руководители, трудно себе представить. Сегодня мы можем вместе только рассказывать людям о том, что происходит. Проблема в том, что философию объединения демократических сил пытаются подчинить отдельным лидерам, которые на самом деле хотят быть "председателями колхоза". Помните, решения вроде бы принимались собранием колхозников, а на самом деле - кого председатель колхоза пошлет за самогоном, тот и побежит... Вместе с Тимошенко мы сейчас ничего делать не будем. Возможно, скоординируем наши действия в будущем. Когда-то Вячеслав Чорновил говорил: "Входя в акцию, знай, как из нее выйти". Сначала нужно разработать алгоритм действий, а потом под него собирать народ. И если Юлия Тимошенко собирается координировать наши действия, то она должна согласовать этот вопрос. Быть настоящим лидером - это колоссальная, каторжная работа. Конечно, если ты борешься за то, чтобы, придя к власти, перепрофилировать финансовые потоки - то это совсем другое дело. А мы говорим: людям нужно разъяснить, что такое харьковские соглашения и каковы их последствия.
Автор статті: Алексей Петруняи
RuporZT
|