Владимир Арешонков: В обсуждении законопроекта о янтаре должны активно участвовать территориальные общины на уровне сельских, районных, городских рад
06.04 11:40
Народный депутат по 64-му избирательному округу Владимир Арешонков (фракция партии «Блок П. Порошенко») представляет северный регион Житомирщины, недра которого битком набиты очень и очень полезными ископаемыми. Это Коростенский, Лугинский, Олевский, Овручский районы. Там под ногами лежат бериллий (которого на всей планете добывается не больше полутонны), циркон и редкоземельные металлы, «скандальный» янтарь, наша гордость и наша беда - гранит, стратегический ильменит и очень нежный и нужный парижским парфюмерам пирофиллит - сырье для пудры. А еще в регионе много торфа, который может обеспечить полную энергетическую независимость всей области и добыча которого, возможно, именно по этой самой причине остановлена.
Что интересно, эти несметные богатства не делают жителей региона счастливыми и зажиточными, они не превращаются в рабочие места и зарплаты. Ресурсы либо без дела покоятся в недрах, либо, наоборот, хищнически выкачиваются, оставляя после себя лунный ландшафт. …Либо становятся причиной чуть ли не криминальных войн, как в случае с янтарем. Как бы всему этому богатству дать толк, да так, чтобы всем жителям региона хорошо было и чтоб государство украинское тоже богатело?
В беседе с журналистом этот очень общий вопрос Владимир Юрьевич разбил на три более конкретных и злободневных подвопроса: янтарь, лес торф. Разумеется, рапортовать о том, что ответы найдены и проблемы решены, он не мог, поскольку для их решения нужно сначала переформатировать все государство.
Народный депутат высказал свое отношение к проблемам и обозначил свое видение их решения. Нельзя сказать, что интервью получилось оптимистическим, но в том, что Владимир Арешонков – реалист и знает, что нужно делать, чтобы защитить интересы своего округа и своих избирателей, - убедил.
Закон о янтаре в его нынешнем виде, скорее всего, принят не будет В северных районах Житомирской области полыхает эпидемия «янтарной лихорадки». Люди ринулись в леса и поля копать «солнечный камень», из уст в уста передаются истории о сказочно разбогатевших «копателях», нашедших янтарные глыбы весом в несколько килограммов… Поскольку законным путем застолбить участок, рыться на нем и сбывать найденное невозможно по причине отсутствия соответствующего законодательства, люди добывают солнечный камень незаконно. А регуляцию всего промысла, включая охрану месторождений, распределение янтароносных участков, скупку добытого янтаря и даже его экспорт, взял на себя криминалитет.
Спохватились новоизбранные народные депутаты от Житомирской области и зарегистрировали в декабре прошлого года законопроект «О добыче и реализации янтаря» (№ 1351), в котором появились понятия «старательский участок» и «старательская артель». Суть его в том, что месторождениями янтаря в Житомирской области должно заниматься специализированное коммунальное предприятие областного подчинения, которое решает все вопросы взаимоотношений со старательскими артелями от выделения земли до реализации добытого камня. Владимир Арешонков считает что законопроект в его нынешнем виде принят не будет. Впрочем, слово ему: - Это действительно лихорадка. Копать янтарь ринулись и стар, и млад. Я общался с одним священником, который говорил, что тоже идет копать янтарь вместе со всем своим семейством, поскольку у него трое детей, которых надо кормить, одевать и обучать. Из очерченного законодательством русла добычу янтаря на небольших житомирских месторождениях вытолкнула очень затратная и неоправданно усложненная разрешительная процедура. Оказалось намного проще, чем влезать в бюрократическую волокиту, нанять людей, привезти их в лес, показать, где нужно копать, и выставить охрану. Закон, который регулирует старательскую деятельность, крайне необходим. Но во внесенном в Верховную Раду законопроекте есть несколько пунктов, которые порождают вопросы.
В частности, почему координировать деятельность старательских артелей должно коммунальное предприятие областного подчинения? Почему на уровне районов нельзя создавать подобные коммунальные предприятия? Непонятно. То же и о положениях законопроекта, которые обязывают старателей весь найденный янтарь реализовывать через областную янтарную биржу. Почему только областную? Откуда область возьмет средства на закупку камня? Я уверен, в ходе обсуждения законопроекта в сессионном зале эти вопросы обязательно возникнут.
В 2006 году при президенте Ющенко законопроект о янтаре уже разрабатывался, но касался он только одной области – Ровенской, поскольку тогда добыча этого камня велась только там. Последний пункт этого законопроекта гласил о необходимости привлечения к решению проблемы упорядочения добычи янтаря внутренних войск. Тогда, 9 лет назад, уже было понятно, что без силовиков удержать стихийную добычу янтаря в правовом поле невозможно. Действительно: каждый день в лес заходят около 7 тысяч стихийных копателей янтаря. А в Олевском райотделе милиции – всего 24 человека личного состава. И чтобы обуздать стихию, копателей нужно сначала суметь не пустить на незаконные прииски. А потом надо будет убедить, что отныне мы будем жить по правилам: покупать патенты, платить налоги. Когда я общался с теми, кто копает янтарь, услышал такую фразу: «Оставьте, все как есть, а платить мы готовы не бандитам, а государству».
Полагаю, что нужно максимально упростить для местных жителей процедуру получения разрешения на добычу янтаря, нельзя отдавать права на выкуп добытого янтаря у старателей коммунальному предприятию, оно просто не потянет этого. Выкупать янтарь и выставлять его на торги должно государственное предприятие, или, скажем, уполномоченный банк. Есть еще одна причина, по которой «янтарный» законопроект может не стать законом: он воспринимается многими народными депутатами, которые не знают того, что тут у нас происходит, не как акт общегосударственной важности, а как лоббистский, за которым кто-то стоит и который важен лишь для одного региона. Поэтому и отношение к нему будет соответствующее. Я же предлагал коллегам встретиться с премьер-министром, а также с министрами экологии и природных ресурсов, убедить их в стратегической необходимости такого закона. Тогда шансы принятия закона о янтаре значительно повысились бы. Этого пока не сделано. И с самими старателями его не обсуждали, а это также крайне важно. Кроме того, я считаю, что в обсуждении законопроекта должны активно участвовать территориальные общины на уровне сельских, районных, городских рад. Ограничение экспорта леса-кругляка стимулирует увеличение потока инвестиций в отрасль Далее Владимир Арешонков коснулся перспектив развития лесной отрасли и необходимости ограничения экспорта леса-кругляка. Слово народному депутату: - Сейчас готовятся к обсуждению два законопроекта о лесе. Один, внес Олег Ляшко. Этот законопроект предполагает полностью запретить экспорт леса-кругляка. Но есть альтернативный законопроект авторства нескольких народных депутатов. В соответствии с его положениями, следует запретить экспорт кругляка ряда ценных пород с 1 января 2016 года, а экспорт дуба – уже с 1 июля 2015-го. Самая горячая дискуссия разгорелась по сосне. Предлагалось запретить ее экспорт с 1-го января 2016 года. Но стали приезжать и устраивать скандалы руководители лесной отрасли. Они пытались доказать, что сосна - это строительный материал и не следует запрещать его экспорт. Предлагали также разрешить экспорт соснового кругляка лишь определенного диаметра. Кроме того, убеждали, что такой запрет поставит под угрозу срыва долгосрочные экспортные контракты и что нужно отодвинуть вступление в силу запрета по сосне до 2017-2018 года. Когда же законопроект был готов для внесения в сессионный зал, по фракциям пошли разговоры, что введение ограничений на экспорт больно ударит по лесхозам, что на переработку всего объема заготовленного кругляка внутри Украины не хватит мощностей... Думается, лоббисты добиваются того, чтобы этот закон вообще не был принят. Я же считаю, что закон надо принимать. У нас достаточно много валят неучтенного леса, значительная часть которого уходит на экспорт, и запрет на экспорт кругляка следует сопровождать ужесточением контроля. Кроме того, запрет экспорта леса стимулирует инвестиции в нашу лесоперерабатывающую отрасль. В частности, мы общались с представителями польского лесоперерабатывающего бизнеса. Они говорят, что в случае запрета экспорта кругляка готовы инвестировать в создание перерабатывающих мощностей на территории Украины. Я буду голосовать за запрет экспорта леса-кругляка.
Торфозаводы Житомирщины готовят к продаже Правительство не планирует вкладывать средства в модернизацию торфозаводов в Олевском и Лугинском районах. Это можно воспринимать как сигнал о том, что эти предприятия готовят к продаже, полагает Владмир Арешонков. Далее – его прямая речь: - В январе премьер-министр направил в Верховную Раду законопроект о приватизации более 1000 предприятий. Однако самого списка предприятий мы, народные депутаты, не увидели. Нам раздали только шапку законопроекта. Но, насколько мне известно, в этом списке есть и Озерянский торфозавод, тот, что в Лугинском районе. Настораживает вот еще что: завод стоит, добыча торфа не ведется, однако руководство «Укрторфа» не заявляет о существующих проблемах и не видно, чтобы оно пыталось их решать (в частности, у Озерянского торфозавода, который является государственным предприятием, нет даже лицензии на добычу торфа – нонсенс!) Это говорит о том, что процесс подготовки предприятия к приватизации имеет место. Настораживает и еще один факт: в Житомирскую облраду подано сразу 5 заявок от малоизвестных компаний из Киевской и Ровенской областей на добычу торфа. И все они хотят получить площади вокруг Озерянского торфозавода. По-видимому, кто-то (и возможно, кто-то один) хочет просто «застолбить» площади, как это практикуется на месторождениях гранита. И в этом тоже я вижу сигналы подготовки торфозавода к продаже. Торф является стратегическим сырьем – это местный, очень дешевый, экологически безопасный энергетический ресурс. Однако когда я задал вопрос представителю минэнерго, сколько его ведомство намерено вложить в модернизацию Озерянского и Олевского торфозаводов с их «технологиями» середины XIX века, от ушел от прямого ответа, сказав что-то вроде «мы изучаем этот вопрос». Раз цифры не озвучены, значит возобновлять производство на торфозаводах не планируется. И это тоже говорит о том, что рассматриваются варианты их приватизации. Спросите, что плохого, если Озерянский торфозавод будет куплен частными лицами? Да, в его модернизацию будут вложены средства, появятся рабочие места, но я настаиваю на том, что отдавать производство стратегического продукта в частные руки неправильно.
«Мы – страна, где правят олигархи» В заключение беседы журналист попросил Владимира Арешонкова оценить перспективы модернизации Украины до параметров ЕС. Вот, что он сказал по этому поводу: - Когда я пришел в Верховную раду, окончательно убедился: мы – страна, где правят олигархи. Группа очень богатых людей решает все. Если раньше я считал, что есть все-таки сферы и государственные институты, куда они не могут дотянуться, то теперь вижу, что – нет. И очень часто там, где должны главенствовать общегосударственные интересы, они отходят на второй план, а лоббируются интересы сугубо корпоративные. Это я увидел в Верховной Рад совершенно отчетливо. И, к сожалению, понял, что в ближайшие годы по-другому не будет: мы не сможем пока оторвать друг от друга большие деньги и управленческую деятельность. Все это туго переплетено. Более того, больше деньги одного олигарха переплетены с большими деньгами другого. Тот и другой могут воевать на каком-то этапе, пробовать проглотить друг друга, но они всегда будут учитывать только личные интересы, а государство от этого будет страдать. Отвечая на вопрос, взаимодействуют ли друг с другом депутаты от Житомирщины, Владимир Юрьевич признал, что хотя и существует депутатское объединение «За Житомирщину», в которое входят все депутаты от нашей области, чувствуется определенная разобщенность между опытными депутатами и теми, кто пришел сейчас. Системной работы пока не получалось. Но готовится реализация программы регионального развития страны. Здесь консолидация народных депутатов от Житомирщины будет очень важна. «Одно дело по одному ходит в кабинет к премьер-министру, и совсем другое дело, если придут сразу 15 человек», - подчеркнул он, выразив надежду, что такая консолидация состоится.
Беседовал Виктор Бакальчук
RuporZT
|